Храм Святого Духа - Приходской листок. Выпуск №3 от 25 сентября 2011. Хорошо ли быть "хорошим"?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Приходской листок. Выпуск №3 от 25 сентября 2011. Хорошо ли быть "хорошим"?

 

Раздел «О Боге». Свойства Божии.

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Иоан.4, 24).

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе. Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы. Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых"(Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы"(Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16). "Я свет миру" (Ин. 8, 12) "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин.1, 5)

Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно - все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог - вне времени. Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется - растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый.Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое. Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог - везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий (Матф. 19, 17).

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит. Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей. Вот, как об этом учит один Епископ: "Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их". Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный  (Псал. 7, 12; 10, 7).

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами. Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

 

Бог вседовольный (Деян. 17, 25).

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге. Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое. Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет. Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

 

Раздел «О людях». Хорошо ли быть «хорошим человеком»?

Прочитав о свойствах Божиих, давайте задумаемся и о том какими мы призваны быть. Логично предположить, что  если Бог благ то и мы очевидно должны как творение быть благими.  И действительно от сотворения мира всё, включая человека, было таковым:  “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Однако после грехопадения многое меняется и в первую очередь человек: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.»(Быт 6:5,6).

Для современного постхристианское общества вторая цитата о том что, « помышления сердца их были зло во всякое время»,  звучит неактуально. Ведь для представителей этого самого общества современный интеллигентный человек – это гуманист, носитель морали и нравственности и просто «Хороший Человек».  А для «хорошего человека» Церковь не нужна и назначение её непонятно.  Именно от представителей интеллигенции чаще всего приходится слышать, что «в церковь ходить не нужно, достаточно жить по совести, а верить в душе». И они же в качестве критериев собственной положительной оценки приводят две из десяти заповедей: «Я никого не убиваю», «Я ничего не краду» и чаще всего на этом останавливаются полные чувства собственного достоинства.

«Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами». [1]

И так было и остается до сих пор, потому что сам Спаситель вопрошает о человеке «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк 11:35)

Болеет в человеке и совесть. Так в некоторых сообществах совесть подталкивала вождей племен приносить в жертву своих детей «во имя племени», а сейчас позволяет  разлучать детей с семьей на основании материального неблагополучия. В некоторых социумах мораль позволяет жить в блудном и даже содомском браке и даже оправдывает это безграничностью любви. В криминальной среде совесть позволяет и убивать «по понятиям» - по криминальной морали. Все эти поступки «по совести» и морали больного общества. В конце концов у каждого человека вне зависимости от общества совесть может просто замолчать. Человек становится Бессовестным.

«Ну хорошо, - говорит гуманист, - пусть эталоном будут церковные десять заповедей, но без Церкви!» И начинает строить социалистическое общество. Теоретически всё хорошо. Есть нормы морали и критерии оценки. Есть общественный институт образования для закладки морали и уголовно-исправительная система для изоляции несоответствующих, есть институты правозащитников и гражданское общество. Вобщем все за любовь к человеку. И… получается по Достоевскому «Если Бога нет то все позволено», так как за каждым не уследишь. Или же государство из социалистического становится полицейским, а всеобщая любовь теоретической.

«На практике все оказывается совсем иначе, чем в теории. Теоретически я всех люблю, а вот практически полюбить пьяницу-соседа, раздражительную полную женщину из правления кооператива, потратить полчаса на то, чтобы выслушать старушку, которая хочет поплакаться на всеобщую несправедливость и т.д. - проявить любовь к конкретным, живым ближних со всеми их раздражающими и неприятными чертами - вот тут нашла коса на камень. Любая искренняя попытка жить по любви приводит к осознанию того, что на практике лень, раздражительность, эгоизм, гордыня, страхи оказываются гораздо сильнее прекраснодушных порывов.

Человек, который всерьез пытался жить по любви, знает, что любви в нем мало, а много совсем другого. Поэтому действительная любовь к ближним сочетается (не только у христиан) с осознанием своей нравственной несостоятельности. Тот, кто искренне стремится к любви, видит свой грех. Мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Пока мы и не пытаемся быть по-настоящему хорошими, мы этого не замечаем - так человек, который просто дает течению уносить себя, этого течения не замечает. А когда пытаемся - вот тут становится очевидным, что ничего не выходит. 

Поэтому первое, что обнаруживает человек, который искренне стремится поступать по совести - это то, что по совести он не поступает. Мы, на самом деле, не следуем тем моральным принципам, которые сами признаем справедливыми.» [2]

«Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях.  Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет»[1]

К таким последствиям приводит утрата современным постхристианским обществом морально–нравственного эталона, каковым являлась Церковь. Причиной же неприятия Церкви в действительности  является нежелание на практике следовать Божиим установлениям: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.» (2Кор 4:3,4)

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви? Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины».  А апостол Иоанн о Сыне божием говорит: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.»(1Ин 5:20). И дальше Апостол Павел добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово. В этом смысле приход в Церковь это восстановление связи с Источником Жизни, восполнение собственной недостаточности.

А вот, что сам Спаситель говорит о себе: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. (Ин 12:46)».  "Веруйте в свет, да будете сынами света" (Ин. 12, 36)

А прийти к Иисусу Христу - значит прийти в Церковь, как Он сам сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (От Матфея 16:18) Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (От Марка 16:16) «Только несущие крест Христов станут причастниками Его света»  Симеон Новый Богослов.

Не менее страшным является и убеждение в том, что ты «хороший» или «настоящий» правосланый христианин. Но об этом в следующем выпуске…

Литература:

[1] о.Сергий Фейзулин.  Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком? 

[2] «Вопросы о церкви». http://christbiblio.narod.ru/church.htm


Назад к списку